МОЛДАВСКИЙ МАРШРУТ
Дунайские монархи на Днепре
Молдаване являются одним из этносов, принимавших активное участие в заселении Юга Украины, а значит и Херсонщины. Большинство молдаван проживало в сельской местности. Молдавскими переселенцами были основаны, например, села Большая и Малая Андроновки Скадовского района. Не так давно лингвисты из Национального университета им. Тараса Шевченко приезжали в Херсонскую область изучать язык потомков этих переселенцев, в котором обнаружились сохранившиеся румынские элементы.
Но, прежде всего, молдаване/румыны «отличились» своим присутствием на Херсонщине на самом высоком уровне. С Херсоном связаны имена нескольких дунайских монархов: господаря Молдавии и Валахии Эммануила Росетти, королей Румынии Фердинанда І и Михая І, и первого президента Приднестровской Молдавской республики Игоря Смирнова. Выходцы из Трансильвании – нынешней северной части Румынии – также сыграли весомую роль в истории края и города. Достаточно упомянуть семью херсонского губернатора Александра Семеновича Эрдели, чье имя носила одна из центральных улиц Херсона. Наиболее почитаемая на Юге Украины икона – Касперовский образ Божьей Матери – также, по легенде, трансильванского происхождения. Ее привезли оттуда в конце XVI века, а в 1840 году, обновившись в Касперовке (часть нынешнего села Кизомыс), она приобрела чудотворность.
Не стоит забывать и тот факт, что с 1803 по 1920 годы в состав Херсонской губернии входил Тираспольский уезд (Основная часть нынешней Приднестровской молдавской республики). В фондах государственного архива Херсонской области и областной научной библиотеки им. Олеся Гончара хранится множество документов и книг со статистическими выкладками по этому уезду.
В Херсонском музее хранятся уникальные каменные плиты XV века с надписями и молдавскими гербами со стен крепости Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский), когда этот город входил в состав Молдавского княжества и играл весьма важную роль.
С Херсоном связана судьба богатейшей коллекции древностей Северного Причерноморья молдавского историка и археолога Ионы Суручана. В свое время городские власти Кишинева не смогли найти помещения для создания Бессарабского музея древностей, и Херсонская городская дума выкупила, а фактически спасла от распродажи на черном рынке эту коллекцию. Таким образом, в херсонском музее хранится коллекция несостоявшегося в начале ХХ века Кишиневского археологического музея.
Сергей Дяченко, Николай Гоманюк
01
Могила Эммануила Росетти
У стен Екатерининского собора, среди могил героев Очакова находится необычное захоронение. Здесь покоится прах господаря Молдавии и Валахии Джиани-Русета (Росетти).
Маноле (Манолаки или Эммануил) Росетти родился около 1715 года в греческом квартале Фанар в Константинополе, в семье Евфросинии Росетти и священника Иона Джиани (Ion Giani). Состоял в браке с Ралицей Гика – сестрой господаря Григория III Гика и имел дочь Смаранду.
Мать Маноле, Евфросиния была дочерью Николая – великого спатаря в 1753 году, а затем и великого драгомана флота; внучкой Иоаниса Росетти и Елены Маврокордат; правнучкой воеводы Молдовы Антония Русета (1675–1678) и Кирицы Драко (Драган). В греческой историографии утверждается, что «генуэзец Иоан Россети» покинул Элладу в VIII веке, обосновавшись в Константинополе.
Современники, знавшие близко Маноле, отмечали его любовь к комфорту и плохое отношение к слугам, стремление к власти, не взирая ни на какие моральные принципы. Начав карьеру с сардаря Кишинёва (1755), непрестанно подкупая влиятельных людей уже во время русско-турецкой войны, в мае 1770 года он занял, наконец, долгожданный пост господаря Валахии. Но войти в оккупированный австрийцами Бухарест он смог лишь в июне 1770 года, а 25 ноября российские войска вновь заняли город. До конца войны он находился на турецкой службе, надеясь на возвращение ему должности. Но даже после войны он ее не дождался.
Следует оценить остроумие турецкого султана, который в следующую русско-турецкую войну 11 мая 1788 года назначил Маноле, так стремившегося к власти, господарем Молдавии, в которую уже входили австрийские войска. Маноле понял, что его подставляют, причем второй раз. В июне австрийцы заняли уже всю Молдавию. Но все же, туркам ненадолго удалось освободить молдавскую столицу Яссы, куда, наконец, 19 июля 1788 года вошёл наш господарь Маноле. Противостоять противнику он не мог, и 3 сентября 1788 года вынужден был оставить город. На него возложили организацию обороны Галаца. Но достаточно было одного взгляда на крепость и турецкий гарнизон, чтобы убедиться в бесперспективности обороны. Чтобы «умереть спокойно в своей постели» он выбрал единственно верное решение – перейти на русскую сторону.
В Яссах его принял Потёмкин с подобающими его рангу почестями. Маноле рассказал о численности турецких сил и военных планах Порты. Беглец был направлен для местожительства в Херсон с годовой пенсией в размере 6000 золотых рублей. Спокойные последние годы Маноле провел в Херсоне и умер 8 марта 1794 года, в возрасте 79 лет – почтенном по тем временам. Его отпели в Екатерининском соборе и 12 марта с почестями похоронили у его стен.
Владимир Ион Мискевка,Дяченко Сергей
02
Гостиница "1 Мая"
Опишите фото...
В гостинице «Европейская» (ныне «1 Мая») в годы Первой мировой войны были размещены эвакуированные представители румынских властей. 13 августа 1917 года в Херсон прибыл состав суда и канцелярия во главе с министром-сенатором Жатаржи, сюда же приехал вице-президент Румынии Кочиас. Планировалось так же размещение в Херсоне румынского королевского двора короля Фердинанда I.
В августе 1916 года, несмотря на неподготовленность, Румыния вынуждена была объявить войну Германии на стороне Антанты. Уже через три с половиной месяца румынская армия практически была разбита. Единственный выход король Румынии Фердинанд I видел в союзе с Россией. Правительство Николая II, невзирая на то, что страна была измучена двухлетней войной против германо-австрийского блока, откликнулось на призыв о помощи, направив на Румынский фронт свои войска. Мало того, местом резиденции румынского двора на случай эвакуации тогда уже был определен Херсон. В 1917 году уже Временное правительство подтвердило свои обязательства и начало переговоры. Однако херсонские власти, ссылаясь на экономическую разруху Херсона, рекомендовали подыскать более подходящее место для румынского правительства в глубоком тылу. Министр Керенский, между тем настоял на Херсоне.
После подготовительных работ, уже 10 августа 1917 года в город прибыли 350 румынских сенаторов и депутатов с семьями. Через несколько дней специальный железнодорожный состав доставил членов министерства, посольств дружественных и нейтральных стран, аккредитованных при румынском правительстве, а также банки «Национальный» и «Румынский». Приезжих разместили в реквизированных для этой цели гостиницах «Старая Петроградская» (здание гидрометтехникума по ул. Дзержинского) и «Европейская» (гостиница «1-е Мая»). Для принятия следующей партии беженцев срочно освободили помещения, занятые госпиталями и лазаретами, переведя из них всех раненых в Николаев. 13 августа в Херсон прибыл состав суда и канцелярия во главе с министром-сенатором Жатаржи. Затем стали прибывать эшелоны с ранеными румынскими солдатами.
Временное правительство по мере возможности решало вопрос снабжения города продовольствием, но продуктов не хватало. Цены поползли вверх. С 7 сентября возросла цена на хлеб и отруби, с 10-го введена карточная система на мыло и жиры, с 4-го октября подорожала электроэнергия. Спички достигли неимоверной цены – 9 копеек за коробок (до войны 1 российская копейка равнялась приблизительно 2 нынешним гривнам). Среди населения росло недовольство. Вследствие неблагонадежности войск херсонского гарнизона по приказу Корнилова в городе был расквартирован казачий полк. В начале ноября на страницах местных газет появилось сообщение об измене Румынии. За ее переход на сторону Германии ей обещана Бессарабия и Буковина. От румынского короля требовали отречения от престола в пользу своего брата Вильгельма Гогенцоллерна.
Отношение населения к эмигрантам резко ухудшилось, участились драки и оскорбления. Этому способствовало и отсутствие в городе твердой власти.
Но конец пребыванию в Херсоне румынского правительства положило соглашение о перемирии и последующий за ним недолгий мир – Брест-Литовский договор между Россией и Германской коалицией. В начале 1918 года румынские эмигранты возвратились на родину… а вместе с ними отошли к Румынии Бессарабия с Кишиневом и Северная Буковина с Черновцами…
По статье: Александр Захаров «Румынское правительство в Херсоне» // газета «Гривна» (Херсон), – № 36 (608), 1.09.2006. – С. 16.
03
Херсонский дворец детского и юношеского творчества
Опишите фото...
Существует легенда, что в конце Второй мировой войны на Юг Украины Советским правительством был приглашен румынский королевский двор, находившийся в оппозиции к фашистскому режиму Йоны Антонеску (Antonescu) (1882–1946), установившемуся в Румынии в 1940 году. Правительство Антонеску ввергло в 1941 г. Румынию в войну против СССР.
По опыту размещения правительства Румынии в «изгнании» в 1917 году, был снова избран Херсон. В освобожденном 13 марта 1944 года от немецко-фашистских оккупантов городе в целости сохранилось не так много общественных зданий. Среди них оказалось здание Дома пионеров – бывшего дома губернатора. Здесь и были устроены апартаменты для короля Румынии Михая I.
Михай (Mihai) родился в 1921 и происходил из династии Гогенцоллернов-Зигмарингенов. На румынском престоле был дважды. В 1927–30 годах, когда его провозгласили королем, он был еще ребенком и страной руководил Регентский совет. А в 1930 году королем стал Кароль II (1893–1953) из той же династии Гогенцоллернов-Зигмарингенов. В 1938 году он установил диктатуру, запретил политические партии и профсоюзы. После свержения Кароля II режимом Антонеску в 1940 году, Михай, являвшийся с 1930 года крон-принцем и великим воеводой, вновь стал королем, но уже в изгнании. Он был дружески настроен к Советскому Союзу и на сегодняшний день является единственным из оставшихся в живых кавалером ордена «Победа». Такой высокой награды Михай был удостоен Иосифом Сталиным и им же смещен с престола. В обстановке разгрома Советской Армией германских и румынских войск в 1944 в ходе восстания военно-фашистская диктатура была свергнута. Когда по Парижскому мирному договору 1947 года были установлены современные границы Румынии, а Антонеску казнен, в декабре 1947 года монархия была ликвидирована и Румыния провозглашена Народной Республикой. После вынужденного отречения от престола Михай эмигрировал в Швейцарию.
Дяченко Сергей
04
Дом, в котором жил Игорь Смирнов
Игорь Николаевич Смирнов – первый президент (1991–2011) самопровозглашенной Приднестровской молдавской республики (ПМР). Избирался на этот пост четыре раза – в 1991, 1996, 2001 и 2006 годах. До этого возглавлял Верховный совет Приднестровья, был депутатом Верховного совета Молдавской ССР. Во время вооруженного конфликта между Молдавской республикой и Приднестровьем в 1992 году был главнокомандующим армии ПМР, принимал участие в боевых действиях.
В двухэтажном доме на ул. Ленина, 41 в Херсоне Игорь Смирнов провел свои детские годы. После Великой отечественной войны его отец, Николай Смирнов работал в отделе кадров Херсонского горисполкома.
Игорь Смирнов родился 23 октября 1941 года в Петропавловске-Камчатском. Отец, Николай Степанович, был партийным работником, абсолютно преданным коммунистической идее, несмотря даже на то, что за свою инициативность однажды поплатился свободой. Когда он был назначен на должность первого секретаря Голопристанского райкома партии, то распорядился снабжать продуктами бесплатно семьи погибших на фронте. В 1952 году его арестовали и посадили за «разбазаривание народного добра». В 1954 году, после смерти Сталина, Николай Степанович был реабилитирован, но здоровье было подорвано. Он умер в пятьдесят два года в 1966 году.
После ареста отца с работы пришлось уйти и матери, Зинаиде Григорьевне – она работала журналисткой. Мать с сыном уехала на Урал в свой родной город Сатку. После возвращения из лагеря отец перевез семью в Златоуст, где устроился учителем в школу. В Златоусте молодой Игорь Смирнов, окончив ремесленное училище, пошел работать на металлургический завод. В 1966 году с братом Олегом по комсомольской путевке решили поехать во вновь основанную Новую Каховку (1950), на недавно пущенный машиностроительный завод (1957). Жили в общежитии, где Смирнов встретил свою будущую жену, Жаннету Николаевну Лотник. Вскоре поженились, хотя жить пришлось по разным комнатам. Через год родился сын Володя. Через некоторое время Смирнов поступил на вечернее отделение филиала Одесского строительного института, а через два года перевелся на третий курс Запорожского машиностроительного института. В 1967 году родился второй сын – Олег. Институт Смирнов окончил в 1974 году, но еще раньше был назначен заместителем начальника цеха на заводе, позднее – начальником. Затем – заместителем главного инженера по техническому перевооружению, заместителем директора по производству, и в 1987 участвовал уже в конкурсе на должность директора Ново-Каховского машиностроительного завода. Но Министерство «провело» своего претендента, и Смирнов решил уйти с завода. То же Министерство предложило на выбор несколько директорских мест – во Фрунзе (Бишкек), в Полтаве, в Ярославле и в Тирасполе. Выбор пал на тираспольский «Электромаш»…
Дяченко Сергей по «Воспоминаниям Игоря Смирнова».
05
Дом Скарлато
Дом Скарлато – один из богатейших жилых домов старого Херсона, сохранивший лишь третью часть своих первоначальных объемов. Здание было выстроено в 90-х годах XIX в. и занимало целый квартал в границах старых улиц Витовской, Торгового пер., Ганнибаловской и Воронцовской (100 х 50 м).
Владелец дома – Михаил Саввич Скарлато – по-видимому, потомок известного молдавского боярского рода. Его предок в 1812 году стал первым губернатором присоединенной к России Бессарабии. Известна история, связанная с ещё одним из его предков.
В ХVII веке некий Скарлатос доставлял волов и баранов в казармы янычар и ко двору султана Амурата IV. Однажды волошский господарь Матеуш попросил руки его дочери Роксандры. Получил согласие. Но после обручения девушку поразила оспа, изуродовала лицо, лишила глаза. Отец был страшно раздосадован, но все же отправил ее к суженому, по турецкому обряду, в чадре, с закрытым лицом. Матеуш, разозлившись таким обманом, вернул девушку Скарлатосу вместе с приданым. Но так совпало, что отец несчастной девушки в это время погиб от ножа убийцы. Роксандра вернулась домой сиротой, но весьма состоятельной невестой.
Этим воспользовался Панталис Маврокотадос – представитель другого известного дворянского рода. Он занимался выращиванием шелкопрядов на острове Хиос. Роксандра пошла за него. Своего первенца Александра Роксандра и Панталис послали учиться в Падую, и через 14 лет получил звание доктора философии и медицины. В 26 лет, вернувшись в Константинополь, он стал учителем при кафедральном соборе православного патриарха. Умер он в 1709 году, оставив двух сыновей и двух дочерей. Одна из них стала супругой представителя дворянского, но разорившегося рода де Челиче. Её дочь, бедная, но знатная, из домов де Челиче, Маврокодатос и Скарлатос, была вывезена из Константинополя в Польшу и стала одной из известнейших женщин своего времени. Это – «красавица-гречанка» София Потоцкая (1760–1822).
Дом Скарлато, по совпадению, находился на улице Витовской (Горького), которая получила свое название по имени коменданта херсонской крепости (1788–1794) Иосифа де Витта – первого мужа Софии де Челиче.
Северная сторона здания выходила на главный городской рынок Привоз, что делало исключительно выгодным размещение в нем магазинов, гостиниц, предприятий бытового обслуживания. Здесь находилось одесское товарищество Проводник со складом линолеума, асбестового картона и резиновых изделий, предприятие по стирке и чистке одежды Чистка сильная, мануфактурный магазин и другие частные заведения.
Во время Великой Отечественной войны дом практически полностью был разрушен. Часть его удалось восстановить, остальной его участок застроен новыми зданиями по проекту архитектора Скалозубова (1948).
Дяченко Сергей
06
Могила
Джиани-Русета
Опишите фото...
Могила Джиани-Русета – молдавского и валахского князя (господаря) (ул. Перекопская, 13). Подданный Османской империи, перешедший в годы войны на русскую сторону и выдавший военные планы турецкого командования. В знак благодарности поучил правительственную пенсию и жил в Херсоне до самой смерти.
07
Гостиница «Европейская»
Гостиница «Европейская» (теперь гостиница «1 Мая», ул. Ленина, 26). В годы Первой мировой войны (1917) здесь были размещены эвакуированные представители румынских властей во главе с министром Жатаржи.
08
Гостиница «Петербургская»
Гостиница «Петербургская» (теперь здание гидрометтехникума, ул. Дзержинского, 11). В годы Первой мировой войны (1917) здесь, как и в гостинице «Европейской» были размещены эвакуированные представители правительственных учреждений Румынии.